Титульная
Программа ОПОРА_X предназначена для cбора нагрузок и расчета фундаментов устоев и промежуточных опор автодорожных, железнодорожных, и пешеходных мостов (любых габаритов проезжей части, с разрезными и неразрезными пролетными строениями, мостов на кривых, и косых путепроводов), а также подпорных стен и шпунтовых ограждений.
Кроме проверок фундаментов (свайных, или на естественном основании) по грунту, на вычисленные усилия можно рассчитать армирование прямоугольных, круглых и кольцевых ж.б. сечений свай и тела опоры, проверить бетонные сечения вышеуказанных, и более сложных форм, а также проверить кольцевое металлическое сечение (труба) на прочность и устойчивость (общую и местную). В Апреле 2019г добавлена проверка устоев, подпорных стен, и промежуточных опор на косогоре на глубокий сдвиг, а в Июне 2019г добавляется новый тип моста - "На высокоскоростной ж.д. магистрали"
Постоянные и временные нагрузки собираются в соответствии с требованиями нормативных документов:
СНиП 2.05.03-84 и СП 35.13330.2011 (с Изменениями 1, или без) "Мосты и трубы", а также ГОСТ 33390.2015, с возможностью выбора конкретной группы нормативных документов...
Кроме "штатных" тяжёлых нагрузок НГ-60, НК-80, НК, НК-120, НК-180, СН-1800/200 (по ГОСТ 33390.2015) можно добавить в базу данных по нагрузкам любую последовательность нагрузок на оси (она будет "прокатываться" над Линией влияния опорных реакций). То есть, можно проверить опору на пропуск нестандартных тяжёлых нагрузок...
Также программа ОПОРА_Х может рассчитать грузоподъёмность опор железнодорожных и автодорожных мостов по проверкам фундамента, и по материалу (в регулируемом цикле по классу нагрузки определяются предельные классы по каждой из проверок)...
! ВАЖНО ! Усилия в вертикальных сечениях ригелей и ростверков ОПОРА_Х не вычисляет. Надо также иметь в виду, что усилия в сваях и стойках опор будут вычисляться тем точнее, чем больше жёсткость ригеля /ростверка/ (хотя бы в два - три раза жёстче, чем свая). Для расчёта промежуточных ростверков, и опор с «хлипкими» ростверками (), нужно, используя собранные ОПОРА_Х нагрузки, проверить расчёт в программных комплексах на основе МКЭ (ЛИРА, МИДАС, и т.п.).
Вопрос с расчётом ригелей опор уже решён - выпущена программа "ОПОРА_Ригель":
Программа «ОПОРА_РИГЕЛЬ» рассчитывает ригеля и промежуточных опор (с одним, или двумя рядами ОЧ), и устоев. Программа учитывает также угол между осями моста и опоры, то есть, рассчитывает и ригеля опор путепроводов с «косым пересечением».
«ОПОРА_РИГЕЛЬ» автоматически формирует МКЭ – модели «поперечника» опоры (Пролётное строение – Ригель – Стойки), строит Линии влияния усилий в заданных сечениях ригеля (M и Q), и нагрузок на опорные части (N), а также вычисляет усилия во всех этих сечениях от постоянных нагрузок, и для сопутствующих временных нагрузок (центробежная сила и поперечные удары). Для ригелей всех устоев, и для опор с двумя рядами ОЧ составляются две расчётные схемы: схема 1 моделирует «правое» пролётное строение, а схема 2 – или шкафную стенку, или «левое» пролётное строение (с возможным «сдвигом» рёбер ПС при «косом» пересечении…).
Временных нагрузок может быть от 1 до 4-х, в зависимости от типа моста в ОПОРА_Х (пешеходная, автомобильная АК, тяжёлая НК, Трамвай/метро, или АБ, а также железнодорожная СК, или от поездов ВСП). Например, для совмещённых мостов – 4 нагрузки (пешеходная, АК, НК, Трамвай/метро), а для пешеходных мостов – только одна нагрузка…
Программа «ОПОРА_РИГЕЛЬ» для каждого из сечений, по каждой из выбранных временных нагрузок делает автоматическую расстановку полос нагрузки в наиболее невыгодном положении (точнее, подбирает невыгодное положение первых двух полос нагрузки, а остальные полосы «втыкает» туда, куда они поместятся…). Поэтому, при числе полос нагрузки больше двух, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО проверить положение 3-й, и более полос для ВСЕХ сечений, при необходимости «подвигав» их над Линиями влияния…
Для каждого сечения можно посмотреть расстановку полос каждой нагрузки над Линиями влияния (с анализом усилий в сечении от одной полосы, и суммарных усилий от всех полос), и «подвигать» полосы «вручную» (или «мышкой» на схеме расстановки, или редактируя координату Х положения полосы). Критические положения полос нагрузки запоминаются при нажатии кнопки «Проверить». Можно также заменить представление полосы «две колеи» на «равномерно-распределённую» /эффект шпалы/, и обратно; Включить, или выключить учёт поперечных ударов, и т.д.
Затем программа делает анализ загружений, вычисляет экстремальные усилия в сечениях от комбинаций нагрузок (нормативные и расчётные), и вычисляет максимальные нагрузки на опорные части правого (и левого, если есть) пролётных строений, а также строит эпюры M и Q по длине ригеля для критичных загружений каждого из расчётных сечений.
После этого предлагается задать до 10 типов армирования (верхняя и нижняя арматура, шаг и число хомутов, высота сечения ригеля). После назначения каждому сечению своего типа армирования запускается проверка армирования ж.б. сечений ригеля (прочность нормальных и наклонных сечений; проверка на раскрытие нормальных трещин).